Наставничество
Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в учебе, работе, карьере и профессиональном развитии. Наставничество включает неформальные коммуникации, обычно между двумя людьми, в длительном периоде, между сотрудником, имеющим большой объем актуальных знаний, мудрости или опыта, и сотрудником, который обладает этими качествами в меньшей степени. Наставник должен не только иметь соответствующие навыки, знания или опыт, но и уметь правильно и своевременно донести их до обучаемого.
Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного. Это в значительной мере повышает мотивацию наставляемого и эффективность процесса обучения. Даже после того, как благополучно заканчивается срок наставничества и обучаемый приступает к самостоятельной работе, наставник должен наблюдать за ним и быть готовым прийти на помощь в трудных ситуациях.
Положение о целевой модели наставничества в ГПОУ ЯО Рыбинский лесотехнический колледж
Пакет документов модели наставничества "Педагог - молодой специалист":
РЛТК Приказ о наставнических парах
4 Индивидуальная Программа наставничества
6. Документы по оценке наставничества в ПО
Методические рекомендации по реализации программ наставничества
Рабочие материалы в рамках реализации проекта
План работы ГПОУ ЯО Рыбинского лесотехнического колледжа
в статусе базовой площадки (с указанием перечня мероприятий) на период 2020-2022 гг.
Цель создания базовой площадки:
Внедрение Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Методология) по направлению «педагог-молодой специалист» в профессиональных образовательных организациях Ярославской области.
Задачи базовой площадки:
- Разработка алгоритма внедрения Методологии по направлению «педагог – молодой специалист» в профессиональных образовательных организациях Ярославской области.
- Формирование конкретных практик внедрения наставничества по направлению «педагог – молодой специалист» в ГПОУ ЯО Рыбинском лесотехническом колледже – базовой площадке ГАУ ДПО ЯО ИРО.
- Развитие нормативной, программной и методической документации по внедрению наставничества по направлению «педагог – молодой специалист» в ГПОУ ЯО Рыбинский лесотехнический колледж – базовой площадке ГАУ ДПО ЯО ИРО.
- Тиражирование практики внедрения наставничества по направлению «педагог - молодой специалист» в профессиональных образовательных организациях Ярославской области.
Основные направления деятельности:
1. Организационная деятельность.
2. Методическая деятельность.
3. Информационно-консультативная, экспертно-аналитическая деятельность.
4. Мониторинговая деятельность
Результат работы базовой площадки: достижение стратегических результатов внедрения методологии наставничества в системе СПО по направлению «педагог – молодой специалист».
План мероприятий
№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Планируемый результат |
1. Организационная деятельность |
|||
1.1 |
Проведение семинаров, круглых столов с руководящими и педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций, представителями работодателей по обсуждению актуальных вопросов внедрения системы наставничества в СПО |
Не менее 2-х раз в год |
Презентация и тиражирование положительных практик наставничества в сфере профессионального образования Ярославской области |
1.2 |
Проведение организационных совещаний с членами базовой площадки по решению текущих вопросов |
Ежеквартально |
Обсуждение результатов текущей деятельности, планирование работы базовой площадки |
1.3 |
Организация работы по разработке, совершенствованию локальных актов, регламентирующих деятельность по реализации наставничества в сопровождении молодых специалистов из числа выпускников профессиональной образовательной организации |
До 2021 г. |
Разработаны локальные акты |
1.4 |
Представление опыта базовой площадки на мероприятиях регионального, межрегионального уровней, публикация статей |
До 2022 г. |
Материалы докладов /статьи (не менее 1) |
1.5 |
Сопровождение проведения мониторинга наставничества в ПОО ЯО |
Ежегодно |
Обработка и представление на сайте информационных материалов о состоянии системы наставничества ПОО по отдельным показателям |
2. Методическая деятельность |
|||
2.1 |
Организация круглых столов для руководящих работников ПОО и представителей бизнеса по вопросам: - обсуждения организации наставничества в ПОО и на производстве; - организации деятельности совместных координационных органов (Советов, комиссий); - презентации лучших практик по сопровождению и поддержке выпускников в форме наставничества. |
Ежегодно |
Развитие системы ПОО, реализующих сопровождение выпускников в форме наставничества Выявлены лучшие практики сопровождения выпускников в форме наставничества |
2.2 |
Пополнение банка информационно-методических материалов для работников ПОО ЯО, реализующих педагогическое сопровождение выпускников в форме наставничества |
Ежегодно |
Пополнен банк информационно-методических материалов |
2.3 |
Методическое сопровождение процесса разработки педагогическими и руководящими работниками методических материалов по обеспечению и реализации системы наставничества по направлению «педагог – молодой специалист» |
До 2022 г. |
Сформирован банк методических материалов |
2.4 |
Повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам внедрения и реализации методологии наставничества в различных группах взаимодействия |
До 2022 г. |
Обучены руководящие и педагогические работники |
3.Информационно-консультативная, экспертно-аналитическая деятельность |
|||
3.1 |
Оказание индивидуальных / групповых консультаций по вопросам внедрения наставничества |
По запросу |
Снятие проблемных вопросов при реализации взаимодействия в условиях внедрения методологии наставничества |
3.2 |
Создание и поддержание в актуальном состоянии банка информационно-методических материалов для работников ПОО, реализующих сопровождение выпускников в форме наставничества |
Постоянно |
Создан и поддерживается в актуальном состоянии банк методических материалов |
3.3 |
Создание на сайте ГПОУ ЯО РЛТК страницы базовой площадки для размещения информации и организации обратной связи |
Апрель 2020 г. |
Имеется страница с актуальной информацией о деятельности площадки |
4.Мониторинговая деятельность |
|||
4.1 |
Участие в сборе и обработке данных для проведения мониторинга наставничества в ПОО ЯО |
Ежегодно |
Аналитические данные |
4.2 |
Изучение результативности (повышения качества) / удовлетворенности качеством сопровождения выпускников в форме наставничества |
2022 г. |
Выяснение отношения выпускников, педагогов, представителей работодателей к процессу и результатам внедрения наставничества |
Круглый стол
19.02.2021 г. ЦРПО провел круглый стол по теме «Практика разработки и реализации программ наставничества при работе по направлению «педагог-молодой специалист.
Местом проведения стал ГПОУ ЯО Рыбинский лесотехнический колледж, являющийся базовой площадкой по направлению развития наставничества «педагог-молодой специалист» в учреждениях СПО.
«Круглый стол» был проведен в рамках реализации мероприятий дорожной карты регионального проекта: «Внедрение методологии наставничества в профессиональных образовательных организациях Ярославской области».
Состоялось представление и обсуждение регионального опыта наставничества по направлению «педагог-молодой специалист» и презентация алгоритма внедрения методологии наставничества по модели «педагог-молодой специалист» для педагогических работников ПОО ЯО.
Участниками семинара стали работники ПОО ЯО, специалисты ЦРПО ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».